Литератор

Информация для родителей: Сказка Натальи Абрамцевой «Литератор» подойдёт для чтения детьми от 7 до 12 лет. Добрая философская сказка рассказывает о работе литератора, поисках лучших слов о человеке.

Картинка к сказке Литератор

Читать сказку Литератор

Работать не хотелось. Валентину Сергеевичу очень не хотелось работать. Ведь такой день… Солнца столько, будто не октябрь сейчас, а май, яркий, тёплый. А работа… Работа, в общем-то, и сделана почти вся. Данные собраны, проверены — ничего не обыкновенного. Остаётся сбить чёткий, в меру эмоциональный доклад. Или речь? Да нет, на речь не потянет. Этим Валентин Сергеевич и занимался в кабинете своей дачи. Эту часть работы он, как правило, выполнял здесь. Привык работать на воздухе. Кое-что уже было готово. «Музыка, постоянная нервная спутница искреннего художника, суть души этого хрупкого, нежного существа», — отбила машинка Валентина Сергеевича.
— Литературщина?
— Ну да, конечно, — Валентин Сергеевич снисходительно пожал плечами, стряхнул пепел с сигареты, вяло потянулся. — Все так, — уговаривал он себя. — Но о ком пишем?.. О Лидии Павликовой, студентке консерватории, молодой, и как утверждают знающие люди, талантливой. А потом, она такая милая!

Валентин Сергеевич, не глядя, сунул руку в ящик стола, на ощупь нашёл среди прочих снимков нужный: уже знал его по оторванному уголку. «Да, такая милая девочка. Чуть настороженные глаза… Не помешает… некоторая вычурность, совсем не помешает. Ведь это не экскаваторщик Коля Коваленко. Хороший, кстати, парень. Ну, да ладно». И Валентин Сергеевич собрался творить дальше. Но в это время то ли солнце, то ли ветер, то ли тёплая пока осень, короче, что-то очень нужное живому человеку, толкнуло выходящую в сад стеклянную дверь кабинета. Прохладный, чуть неспокойный запах осенних листьев, горьковатый вкус рябины, почти материальное тепло солнечных лучей заполнили комнату, выволокли Валентина Сергеевича из-за стола, выманили в сад.
— Работа подождёт, — решил он, — а терять такой день… Думать можно и на ходу. Ведь осталось склеить две-три ключевые ударные фразы. Остальное — факты.

Валентин Сергеевич тихо шёл по песчаной тропинке мимо разросшихся спутанных кустов смородины, крыжовника, малины. Кое-где они совсем облетели, кое-где пожелтели, где-то ещё совсем зелёные. А ведь нежарко.
— Нежарко, — подумал Валентин Сергеевич, — обманчивое солнце. Не забыть бы попросить Зою приготовить на завтра толстый свитер, а костюм… нет, всё-таки очень строго: молодёжи-то много у Лиды будет. Что-то стукнуло за спиной. Резко оглянулся: просто яблоко упало. Никому бы не признался, но стук ударившегося о землю яблока почему-то всегда казался весёлым. Поднимать не стал. Пусть лежит. Ведь красиво: ярко-ярко жёлтое в сухой бурой траве. Художник зашевелился в Валентине Сергеевиче. Или профессионал?..
«…Лида у рояля… Светлые волнующие импульсы, что струятся из её чутких волшебных пальцев, способны оживить… способны оживить», — Валентин Сергеевич аж сам сморщился.
— Да… — вздохнул он, скрипнув калиткой. — Литературное образование и долгий опыт работы даром не прошли. И потом, слово «оживить» показалось Валентину Сергеевичу не совсем уместным.
Тут его окликнул знакомый голос тёти Клавы — соседки по даче. Она работала в ресторане, и у неё так же, как у Валентина Сергеевича, свободные дни часто не совпадали с выходными днями людей прочих профессий. Тётя Клава срезала последние осенние астры.
Прекрасные цветы, длинные, тонкие, острые лепестки. Тёмные и бледно-лиловые, чуть розовые, белые…
— Передали бы Зоеньке, — тётя Клава помахала охапкой, — ведь сами не разводите.
Валентин Сергеевич вежливо улыбнулся, но за цветами не зашёл. К цветам он относился как-то странно. Тревожили они его. Напрасно!.. Валентин Сергеевич понимал, что напрасно, но ничего не мог с собой поделать. А тётя Клава с привычным и, пожалуй, доброжелательным недоумением смотрела вслед Валентину Сергеевичу. Было в этом литераторе, как он себя называл, что-то странное, непонятное ей, рядовой сотруднице нерядового ресторана. Книжек не выпускает, фамилия неизвестная, а дача, пожалуй, лучшая в кооперативе. И автомобиль не из дешёвых. Но не в этом дело. Казался Валентин Сергеевич не то чтобы сухим, или высокомерным, или бесчувственным. Нет, совсем нет, скорее наоборот! Ведь летом окровавленного парня с соседней дачи везли в больницу именно в машине Валентина Сергеевича на бешеной скорости. Но проломленный череп мальчишки не помешал Валентину Сергеевичу выспросить, закончен ли десятый, в какой институт думает, чем увлекается и прочее и прочее…
— Профессиональное, — как бы извиняясь, говорил потом Валентин Сергеевич. — Профессиональное. Главное, что жив.

Это было летом. А сейчас «странный литератор» Валентин Сергеевич медленно шёл по уже опустевшему дачному посёлку. Становилось грустно и даже больно немного. Отчего?.. Да ни от чего. Так. Валентин Сергеевич с силой стеганул голым прутом по облетающему кусту волчьих ягод. Полетели последние крапчатые листья. Заедало иногда. Ведь хилый невротик Женька Сметанин ушёл с третьего курса, а журналистом всё-таки стал. И приличным вполне. А Радченко, этот дуб дубом, еле защитил диплом, зато, видишь ли, прошёл где-то что-то пешком, выпустил пару книг, пролез в Союз. А он, Валентин Сергеевич, вот уже шесть лет литсотрудник очень уважаемого, но, прямо скажем, не всеми любимого заведения. Цветы тёти Клавы, как всегда, цветы напомнили Валентину Сергеевичу, что он всего лишь ОЛЦПУ. Не любил он этих напоминаний…
— Ну да ладно… — Валентин Сергеевич отстегал куст и успокоенный пошёл дальше. Солнце было уже не тем. Не тем стало солнце. Захотелось вернуться в кабинет, достучать работу о Лидии Павликовой — и домой.
Почему так резко что-то изменилось? Погода, может быть. Уже нет мощных, живых, тёплых потоков солнца. Блёкло-серое небо. Вот-вот заморосит. Яблоко в сухой траве уже не казалось таким жёлтым, таким ярким-ярким.
— А ведь разные великие любили осень, — подумал Валентин Сергеевич, чтобы успокоиться. — Любили… И как не упиваться этим ярким теплом, теплом, которого скоро не станет, теплом, на смену которому придёт холодная зима… Разве не то же в моей работе, если смотреть на неё глазами художника. ХУДОЖНИКА!
Нормально… Сравнение пристрастия великих к осени с профессией Валентина Сергеевича помогло. За машинку он сел достаточно одухотворённым. Последняя фраза вышла неплохой, совсем неплохой вышла последняя фраза.
«Смолкла музыка Лиды. Но не холодными снежинками вьются вокруг нас её звуки. Кажется в жёлтые осенние листья превращаются ноты», — (иметь под рукой ветку с жёлтыми листьями). И подпись: Организатор Литературных Церемоний Проводов Усопших.
…Папка с делом о трагической безвременной кончине милой девушки Лидии Павликовой легла в дипломат рядом с зонтом и термосом.

0 0 голоса
Рейтинг статьи